В настоящее время музей ведет активную работу по подготовке к празднованию 120-летия со дня рождения С.А. Есенина.
«Меня начнут понимать через сто лет после первой публикации», - сказал С. Есенин еще в юности, обращаясь как раз к тем молодым людям,
которые станут знакомиться с его творчеством в начале XXI века. Именно этому поколению, которое способно взглянуть на творчество
великого русского поэта без штампов и мифов советского времени, и будет посвящена программа юбилейных мероприятий Московского
государственного музея С.А. Есенина.
Среди разнообразных форм работы музея приоритетными являются мероприятия, направленные на воспитание подрастающего
поколения посредством художественного наследия гениального поэта России.
Поэтому программа юбилейных мероприятий во многом будет направлена на взаимодействие с Департаментом образования города Москвы в преподавании творчества С.А. Есенина в школе на уроках литературы, которое включает в себя разработку и издание методических сборников по творчеству поэта для преподавателей школ и гимназий, лекции и семинары в зданиях музея, школах Москвы и Подмосковья, выездные мероприятия и встречи, научная конференция на заданную тему, а также большая концертная программа, интересная подрастающему поколению.
Тема юбилейных мероприятий опирается на осознание того, что значение Есенина для русской культуры и истории
определяет место, которое должно занимать преподавание его творчества в русской школе. Есенин - великий русский
национальный поэт, чье неповторимое дарование уходит корнями в глубины народного мироощущения, русской культуры и истории.
Это положение ныне не нуждается в доказательстве.
Благодаря складу своего таланта и вниманию к духовному миру каждого человека и противоречиям эпохи,
Есенин достиг такого масштаба и неоднозначности в отражении собственных переживаний и событий жизни,
который придает его произведениям не только глубоко национальный, но и общечеловеческий характер.
Проникновенный лирик и крупный эпический поэт, Есенин во многом предвосхитил художественные открытия мировой
литературы XX века: синтез разнообразных жанров в лирике, поэме и драме, тяготение к иносказанию, притче и др.
«Большое видится на расстоянии», - справедливо заметил С.А. Есенин, и, учитывая масштабность личности это,
наверное, касается самого поэта. Чем больше проходит лет, тем явственнее прозревает читатель:
кто из поэтов призван был прийти в этот мир на время, за пределы которого не вышел, а кто – чтобы сквозь
время пройти, став частью не только нашей жизни, но и нашей души.
Развивая богатые духовные традиции русской литературы, Есенин обогащает их народной верой в словесную магию,
в "божественный глагол" и выступает смелым реформатором русского языка и литературы, раскрывает богатство и многозначность
живого русского слова. Образ - "основа русского духа и глаза... - говорил поэт. - Я первый развил его и положил основным
камнем в своих стихах. Он живет во мне органически, так же, как мои страсти и чувства".
Актуальность проблемы изучения творчества С.А.Есенина в школе не вызывает сомнений, так как после 1991 года появилась
возможность по-новому взглянуть на некоторые события литературной жизни ХХ века, в том числе и на творчество такого крупного
мастера поэтического слова, каким является С.А.Есенин.
Поэзия С.А. Есенина на слуху, о его жизни и творчестве уже много написано разного, не случайно, он воспринимается часто как
поэт-легенда. Со стихами Сергея Есенина дети знакомятся еще в начальных классах, изучение его творчества продолжается во всем периоде
обучения в средней общеобразовательной школе, но на этот обширный и нуждающийся в серьезном обновлении материал отводится очень мало часов.
В настоящее время имеется множество самых разнообразных, в том числе вариативных и экспериментальных, программ по литературе,
но учителю очень сложно ориентироваться в них и выбрать для себя наиболее подходящую. К сожалению, сегодня творческое наследие
С.А. Есенина даже в самых авторитетных, утверждённых Министерством образования Российской Федерации программах представлено
довольно скупо. В этих условиях успех преподавания во многом зависит от личности учителя, его литературного вкуса, его умения
анализировать художественное произведение и подготовить школьника к самостоятельному эстетическому восприятию.
Основным нормативным документом для учителя является школьная программа, которая строится с учётом «обязательного
минимума содержания образования» и изменения учебного плана.
Большой объём литературоведческой и методической литературы по творчеству писателя требует осмысления и систематизации,
что свидетельствует об актуальности планирования концепции музея по необходимости объединения сил не только в разработке
современных методических пособий по творчеству С.А.Есенина, но и в донесении разными формами работы и экспозиционными средствами
важности формирования духовности, нравственности и патриотизма подрастающего поколения.
Основные цели праздничных мероприятий музея:
- выявление актуальных идей и подходов к изучению творчества поэта;
- привлечение известных литераторов, ученых и профессоров университетов к проблеме преподавания С. Есенина в школе;
- развитие более тесных связей музея с учебными заведениями Москвы;
- разработка, систематизация и издание методического материала по преподаванию С. Есенина в школе;
- проведение ряда мероприятий, направленных на развитие интереса к творчеству С. Есенина у молодого поколения;
- проведение научной конференции на тему преподавания С.Есенина в школе, которая готовится совместно с МГУ им. Ломоносова, Литературным институтом (Москва), Университетом Гранады (Испания), организационным комитетом МАПРЯЛ-XIII.
Основные этапы подготовки к проведению юбилейных мероприятий:
Строительные работы:
- благоустройство прилегающей территории в здании музея по адресу Б. Строченовский пер., д. 24, стр. 2 и реализация проекта «Есенинский дворик» (сентябрь 2013 г.);
- ремонтно-реставрационные работы и создание новой экспозиции в здании музея по адресу пер. Чернышевского, д. 4, стр. 2; (2013-2015 гг.).
;
Научно-исследовательская работа
- подготовка и издание серии методических пособий по преподаванию С.А. Есенина в школе;
- проведение секции «С.А. Есенин в школе» на съезде преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ) в университете Гранады (Испания) (13-20 сентября 2015 г.);
- проведение научной конференции в Московском государственном музее С.А. Есенина. Совместно с МГУ им. Ломоносова, Литературным институтом (Москва), Университетом Гранады (Испания), организационным комитетом МАПРЯЛ-XIII (3-4 октября 2015 г.).
Экспозиционно-выставочная работа
- Создание новой экспозиции;
- Создание и проведение выставок («Братья наши меньшие»; «Куда несет нас рок событий?» и т.д.).
Научно-просветительская работа:
- Проект «Дай, Джим, на счастье лапу мне…» по защите бездомных животных;
- Разработка новых тематических экскурсий и занятий для детей по творчеству С.А. Есенина;
- взаимодействие с образовательными учреждениями регионов России и детско-юношескими организациями соотечественников зарубежья с целью популяризации творчества С.А. Есенина;
- Проведение конференций, круглых столов, посвященных творчеству С.А. Есенина, для учителей русского языка и литературы;
- Проведение литературно-музыкальных фестивалей, концертов и т.д. - вручение ежегодной есенинской премии (совместно с консульством Индии).
PR, брендинг и реклама:
- публикация материалов о творчестве С.А. Есенина, экспозиционной и культурно-просветительской деятельности музея в российских и зарубежных СМИ, рассчитанных, в первую очередь, на детскую и молодежную аудиторию;
- участие в спецпрограммах Министерства культуры РФ, участие музея в грантовых и благотворительных акциях.
Издательская работа:
- издание произведений С.А. Есенина к проектам;
- издание методической литературы для учебных заведений;
- изготовление сувенирной продукции в рамках проходящих мероприятий.